Why poke Polaris with a stick? How can a tampon quench your thirst? How can a leaky mirror save your life? What do you hit a drowning man for? And can one live in a trash bag?

Every year at the beginning of August my friends start to worry. Because my birthday is coming and they know that means they’ll have to go God knows where and do God knows what.

The Marathon in the desert showed me that usually we don’t appreciate what we have. That’s why I’ve decided they should go through some tough shit and feel themselves alive.

This year they had to put themselves in Robinson Crusoe’s shoes and go to an uninhabited island to spend there several days without food, beds, toilets, smartphones, likes, with no protection from sun, cold and wind, without all those things that we usually don’t observe and consider them as a given right.

Итак мы отправляемся в Хорватию, город Pula, на остров Pisulj. Смешно :) Особенно, когда сидишь на диване, а не дрожишь ночью от холода, на скалах. И твоя Pula превращается в Писюлю…

So, we are going to the city of Pula, to Pisulj Island. Funny one :) Especially when you’re sitting on a comfortable couch, and don’t freeze at night on the cliffs. And your Pula turns into a Pisulj*…

(* Wordplay. “Pula” is the Romanian for penis, and the toponym “Pisulj” sounds like the Russian word “pisulya”, which means “small penis”)

We don’t travel alone – there’ll be a professional Robinson with us, Boris Stermotić, and his Friday, Dražen Šulc. They will tell and show us how to survive in a place where there is “nothing”.

Before reaching the island, we managed to swim in the canals of Venice, to run in Pula and to bathe on a nude beach. And so did the Day X come.

In Pula we’ve learned some lessons:

Day 1

Lesson №1. How to swim with trash bags?

Trash bags are perfect waterproof containers in which you can keep your clothes while swimming towards an uninhabited island :) Uninhabited is literally the word – there were only bare rocks and a lonesome tree.
Well, we undressed like that rocks, threw all our stuff in the bags, inflated them (so that they could keep afloat), tied them and swam.

Besides the bags, our instructor gave each of us three tampons. What for? We found out later.

Lesson №2. Bags can let you down.

Our clothes got wet, after all. We must have done something wrong. But we’re on the island already, and we are going to spend three days here. And there is only a single tree here and 200 square meters of earth and rocks.

Lesson №3. How to catch food.

The next lesson, which is mandatory to learn on a desert island, is how to get yourself some food. What was edible there? Well, mollusks, some sort of grass, and lots of rats, mice, lizards.
Turns out that the trash (that surely was on the island) could be used for making something for “hunting/fishing”: a bobber (to catch fish), dishes (to eat that fish), also, you can find thread (to knit something), and so on.

Lesson №4. How to catch rats and mice?

You take a simple 1.5 L plastic bottle, …. Well, you can make a pretty good trap out of it, but we didn’t catch anything in it. We haven’t learned it at your instructor’s knees, so we didn’t have a chance to taste them. Turns out mice are smarter than us. By the way, we also couldn’t catch fish.

Lesson №5. Fish should be caught in the morning. Not when you want some all of a sudden.

Lesson №6. How to catch a slippery mollusk?

When you have nearly nothing to eat, some mollusks can quench your hunger. So, how do you catch one? Usually, a mollusk can be found on the part of rocks that’s washed by the waves. You rip it off with a knife; we didn’t have to open them – these were some unusual types of shells with a single valve. So, you just try to take the meat out with your nails. There was very little of meat, like a nail in each shell. So, you keep eating mollusks… and they don’t fill you up. On the evening of the first day we gathered something like half a kilo of these mollusks for each, and made a soup of them.

Lesson №7. How to eat a sea urchin?

Do you know how to distinguish a he-urchin from a she-urchin? It’s very simple. Girls like dressing up – they have lots of jewelry on them, like small rocks, algae and other useless stuff. Boys don’t have anything of these. You eat the caviar out of she-urchins. Something like a nail of caviar. Not more.

Lesson №8. Is wild garlic edible?

Oh, sure! Not only is it edible, but also really sweet! We found 300 grams of garlic and made a veeeery delicious soup.

Lesson №9. How can one distinguish edible things from inedible on an uninhabited island?

No way. You can’t just guess. Sometimes red means it’s ripe. And other times red might mean that it’s dangerous.

Lesson №10. How to choose a place to sleep under the stars?

You should build your sleeping place on the windy side. If you are more of a pantywaist (like we are), you’ll learn how to make yourself a grass mattress. But you should choose rigid types of grass, because if you use soft ones, your mattress can turn into a… .
Originally, we were supposed to sleep on the rocks, like ultimate survivors, but turns out this is not about us, so after some time we moved to sleep on the ground.

Lesson №11. How to navigate by the stars?

So, you can determine by the stars where north is, and where are you in comparison to this north. How can you do this? There is a constellation, called Ursa Minor, which includes the Pole star (or Polaris). This star never changes its position not only during the night, but also throughout the year. In a word, you find Polaris and you know for sure where north is.

And now, how do you determine east and west? You need a stick for this. Aim it like a gun straight to Polaris, and leave it for an hour. The direction where the stars have moved is east. That’s all the science :)

Lesson №12. The rule of maximum and minimum.

It’s very important to keep in mind that you can not waste more than you gain. Which means mollusks are perfect in this matter: you just stay in the water without moving, rip the shells off the rocks and eat them.

What else should one know on an uninhabited island?

Lesson №13. How to filter water?

As the island is uninhabited, it’s very popular among seagulls, so the sources of drinking water smelled not really good. Our instructor insisted that we should boil the water – seagull guano contains lots of parasites. And now it’s time to find out what do you need tampons on an uninhabited island for.
So, we figured out a way of using tampons. You can stick it in the neck of the bottle and filter water.

Lesson №14. How to make a fire?

By nightfall, even our instructor was surprised that it was very cold. We had to make a fire. And that’s where we needed the tampon again – it burns really great! Special thanks to Dorin for maintaining the fire all night long, so that the rest of us wouldn’t freeze at night.

Day 2.

In the morning, before the sun came up, our instructor invited us to a water lesson about hypothermia.

Lesson №15. How to freeze in the water?

What is a hypothermia lesson like? You throw your frozen limbs into the water, and stay there without moving to turn into a white walker. When the shivering comes, you get out on the shore, put a (ta-dam!!!) trash bag on, and after 5 minutes you’re warm and happy.

Lesson №16. Now, how to get warm in the water?

But you can also get warm in the water. While being in the water, cross your legs, hold your arms on the chest in a cross, and put your palms under your armpits – this is the position of heat preservation in water. I promise you, after 15 minutes the water around you will get warmer (and not because of what you’ve just thought!) and you will warm up. (The peeing method also works good, but now you know one more! )

Lesson №17. How to save a drowning man?

Let’s speak about drowning people. The first thing to remember is that a drowning man is dangerous. Because he’s panicking – he’s drowning! Self-preservation is on, so don’t swim directly up to a drowning person. Keep a distance of 1.5 meters. And from this safe distance, give him your hand. Wait. As soon as the man reaches out for your hand, turn him on his back in a quick movement and grab his neck (hold his neck with your forearm, but do not smother him, he’s already choking). In case the drowning man is too panicked, our instructor allowed us to hit him a couple times, so he can come round. Otherwise, both of you may drown.

Alright. Water lessons are over. By the afternoon of the second day, our instructor sent us in the woods on the coast. Knife is next on our plan.

The instructor explained us what should a right knife look like. The blade of a right knife passes through the entire tang – in this way it definitely won’t break. Also, we found out that knives don’t like saltwater, because you have to clean them after each contact with seawater.

Let’s go ahead. How to survive on a desert island? If you have a tampon, it’s easy. At least you won’t freeze.

Lesson №18. How to make a fire?

There are 4 types of branches, which you should throw successively into the fire, and if you know them, you’ll be able to build a fire really fast. What has a tampon to do with all of this? Tampons ignite very fast, so, if you don’t know a thing about branches, but you have a tampon – you’ll make a fire.

We’ve learned how to start a fire by friction. You make a bow using a thread and a flexible branch, make a loop and put an another branch in it. This way, pressing the branch to a wooden surface and moving the bow back and forth, you make this branch spin, as it’s in the middle of a loop. And then it’s a matter of time, because friction is unpredictable. We’ve made fire! It took us 4-5 hours to make the bow.

Lesson №19. How to build a raft?

We had to get back to the island, but our trash bags were damaged, so we had to build a raft in order to keep our clothes dry.
(?)

We found a lonesome tree on the island, build a shelter near it and fell asleep. After two hungry days spent under the sun we were a little bit exhausted, and our spirit was running out, too.

Lesson №20. Help signals.

To boost our morale, the instructor said we should send a distress signal, and maybe someone will come after us :) And taught us how to send a SOS signal on great distances, using a small mirror with a hole in the middle. Looks like this:

But there was no help. And in the evening he told us to grab our sleeping bags, which we refused to use at the beginning of the course. Seems like a stupid decision now.

Day 3.

My birthday was on the third day of our stay on the island. I can remember one time I’ve spent my birthday on the top of Montblanc. This time I was given a nice cake made of trash. Happy Birthday to me!

We were reminded how to navigate by natural signs: tree crowns are more voluminous on the south side, a piece of magnetized metal directs the leaf to north, and so on. After this, he put his finger on a map and told us to go there and take a picture.

6 kilometers is nothing, we thought, and made 10. After 2 hours we found the point, took a picture and went to the microbus, to go back to the civilization.

And there was a nice gift on our way to the microbus – Coke! A cold, refreshing can of Coke for each survivor :)

Зачем тыкать палкой в полярную звезду, как тампон помогает утолить жажду, как дырявое зеркало может спасти жизнь, зачем бить утопающего и можно ли жить в мусорном мешке?

Каждый год в начале августа мои друзья начинают нервничать. Потому что приближается моя дняра и им опять придется ехать черт знает куда и заниматься черт знает чем.

Марафон в пустыне показал мне, что мы обычно не ценим то, что имеем. Поэтому я решил, что им тоже будет полезно хлебнуть лиха и почувстввать себя живыми.

В этот году им пришлось залезть в шкуру Робинзона Крузо и отправиться на необитаемый остров, что-бы провести там несколько дней без еды, кроватей, унитазов, телефонов, лайков, без защиты от солнца, холода и ветра, без всего того, чего мы обычно не замечаем и считаем нормой.

Итак мы отправляемся в Хорватию, город Pula, на остров Pisulj. Смешно :) Особенно, когда сидишь на диване, а не дрожишь ночью от холода, на скалах. И твоя Pula превращается в Писюлю…

Едем мы не одни — с нами будет профессиональный Робинзон — Boris Stermotić и его Пятница Dražen Šulc. Они расскажут и покажут нам как выживать там, где “ничего” нет.

До острова мы успели поплавать в каналах Венеции, побегать в Пуле и искупаться на нудистком пляже. И вот день Х наступил.

Там мы выучили несколько уроков:

День 1

Урок №1. Как плавать с мусорными мешками.

Мусорный мешок — отличная водонепроницаемая емкость, в которой можно сохранить свои вещи, переплывая на необитаемый остров :) Необитаемый от слова “Совсем” — нас там ждало одинокое дерево и голые скалы.

В общем, мы разделись до состояния скал, закинули вещи в мешки, надули их (чтобы мешок мог держаться на плаву), завязали и поплыли.

Кроме мешков, инструктор дал нам по три тампона. Зачем? Об этом мы узнали позже.

Урок №2. Мешки могут подвести.

Вещи все-таки промокли — где-то мы оплошали. Но мы уже на острове, где проведем три дня. Нас там ждало одно-единственное дерево и 200 квадратов земли и скал.

Урок №3. Как ловить еду.

Следующий урок, который нужно обязательно усвоить на необитаемом острове — научиться добывать себе еду. Что там было съедобного? Моллюски, какая-то трава, ну и крысы, мыши, ящерицы. Оказалось, что из мусора, который все-таки был на острове, можно многое соорудить для “охоты/рыбалки”: поплавок (чтобы ловить рыб), посуду (чтобы потом эту рыбу есть), можно найти нитки (чтобы что-то связать) и многое другое.

Урок №4. Как ловить крыс и мышей?

Берете обычную пластиковую полторашку, …. Очень хороший капкан получается, но мы все равно ничего не поймали. Мы его не впитали с молоком тренера, поэтому так и не попробовали их на вкус. Мыши умнее нас оказались. Кстати, рыбу мы тоже так и не смогли поймать.

Урок №5. Ловить рыбу нужно утром. А не когда вдруг захотелось.

Урок №6. Как поймать скользкого моллюска?

Когда питаться особенно нечем, моллюски прекрасно могут утолить ваш голод. Как его ловить-то? Обычно моллюска найти можно на части скалы которая омывается волнами. Отколупываете оттуда ножом, вскрывать нам не было нужды — это были какие-то одностворчатые ракушки. Мясо отколупываете ногтем. Его совсем немного — где-то с ноготь в каждой ракушке. В общем, ешь моллюсков… и не наедаешься. Вечером первого дня мы насобирали каждому где-то полкило этих моллюсков, из которых сварили суп.

Урок №7. Как есть морского ежа.

Знаете, как определить ежа-мальчика от ежа-девочки? Очень просто. Девочки любят наряжаться — на них есть разные побрякушки в виде камушек, водорослей и прочих лишних предметов. На мальчиков такого нет. Кушают в них икру, которая есть у девочек. Ее тоже где-то с ноготок. Не больше.

Урок №8. Съедобен ли дикий чеснок?

О, да! Он не просто съедобный, он очень сладкий! Мы нашли граммов 300 чеснока, из которого сварили оооочень вкусный суп на ужин.

Урок №9. Можно ли как-то отличить съедобное от несъедобного на необитаемом острове?

Хер. Тут не очень угадаешь. Иногда красное — значит, спелое. А иногда красное — значит, опасность.

Урок №10. Как выбрать место для ночлега под открытым небом.

Место для ночлега должно быть на поддуваемой стороне. Если вы неженка (как мы), то научитесь делать себе матрас из травы. Выбирать нужно очень жесткую, мягкая собьется за ночь в … . Изначально мы должны были спать на скалах, как настоящие экстремалы, но что-то экстремалы из нас так себе, через какое-то время мы перебрались на землю спать.

Урок №11. Как ориентироваться по звездам?

В общем, по звездам можно определить, где север, а где ты относительно этого севера. Как это сделать? Есть созвездие Кассиопеи, куда входит Полярная звезда, которая в свою очередь никогда не меняет своей позиции в течение не только всей ночи, но и всего года. Вот где Полярная звезда — там север.

Как определить теперь восток и запад? Тут уже нужна палка. Нацеливаешь ее как ружье на Полярную звезду и оставляешь на час. Сторона, в которую сместились звезды, восток. Вот и вся наука :)

Урок №12. Правило максимума и минимума.

Очень важно помнить, что ты можешь тратить не больше энергии, чем получаешь. Т.е. моллюски в этом плане идеальны: сидишь себе в воде, не двигаешься, только отколупываешь от скалы ракушки и кушаешь.

Что еще нужно знать на необитаемом острове?

Урок №13. Как фильтровать воду?

Так как остров необитаемый, он популярен среди чаек, поэтому источники питьевой воды пахли не очень. Инструктор настоял на том, чтобы мы вскипятили ее — в помете птиц дохрена паразитов. И вот тут мы наконец узнали, для чего нужны тампоны на необитаемом острове. Его можно воткнуть в горлышко бутылки и отфильтровать воду.

Урок №14. Как разводить костер.

Ближе к ночи даже инструктор удивился тому, что было очень холодно. Пришлось разводить костер. И вот тут снова понадобился тампон — отлично горит! Отдельное спасибо Дорину, который всю ночь поддерживал костер, чтобы остальные не замерзли ночью.

День 2.

Утром, пока солнце еще не встало, инструктор предложил деревяшкам, которые от нас остались, провести урок по гипотермии в воде.

Урок №15. Как замерзнуть в воде?

Как проходит урок по гипотермии? Бросаешь свои отмороженные конечности в воду и там стоишь и не двигаешься, чтобы превратиться в белого ходока. Когда пробьет дрожь, выходишь на берег, натягиваешь на себя (тадам!!) мусорный пакет и через 5 минут ты счастлив — тебе тепло и хорошо.

Урок №16. Как теперь согреться в воде?

Но в воде можно и согреться. Находясь в воде, скрестите ноги, зажмите руки на груди в крест, а ладони засуньте подмышки — это позиция сохранения тепла в воде. Обещаю, через 15 минут вода вокруг согреется (и не потому, о чем вы подумали!) и станет тепло. (Известный способ про пописять работает, но есть еще один! )

Урок №17. Как спасать тонущего?

Дальше про тонущих людей. Первое — тонущий человек опасен. Потому что он в панике — он тонет! Включен инстинкт самосохранения, поэтому ни в коем случае не подплывайте вплотную к человеку. Только на расстояние 1,5 м. И вот с этого безопасного расстояния протяните ему руку. Ждите. Как только человек потянулся к вашей руке, резким движением переворачиваете его спиной к себе и только тогда хватаете за шею (предплечьем зажимая шею, только не душите его, ему и так не очень клево). В случае, если тонущий прям совсем паникует, инструктор разрешил пару раз ударить, чтобы в себя пришел. Иначе оба могут утонуть.

Все. Уроки на воде закончились. И к обеду второго дня инструктор нас отправил на побережье в лес. Дальше по плану — нож.

Инструктор объяснил нам, каким должен быть правильный нож. У правильного ножа лезвие проходит через всю рукоятку — так она точно не отломается. А еще мы выяснили, что ножи боятся соленой воды, поэтому их нужно промывать, если был контакт с морской водой.

Поехали дальше. Как выжить на необитаемом острове? Если у вас есть тампон, то легко. Потому что, как минимум, вы не замерзнете.

Урок №18. Как развести костер?

Есть 4 типа веток, которые нужно подавать по очереди, и если в них правильно разбираться, то вы очень быстро сможете разжечь костер. Причем здесь тампон? Тампон очень быстро воспламеняется, поэтому, если вы не очень разбираетесь в ветках, но при этом у вас есть тампон — костер вы сделаете.

Мы учились добывать огонь трением. При помощи найденной нитки и гибкой ветки сделали лук, и в тетиве делаешь петлю, куда вставляешь другую палочку. И вот так, прижимая ветку к какой-то деревянной поверхности, водишь всем луком туда-сюда, и эта веточка за счет того, что в петле находится, начинает вращаться. А дальше вопрос времени, потому что сила трения — святая вещь. У нас появился огонь! На приготовление лука ушло 4–5 часов.

Урок №19. Как построить плот.

Нам нужно было вернуться на остров, но мешки мусорные были подпорчены, поэтому, чтобы не намочить вещи, нам нужно было построить плот. (?)

На острове нашли одинокое дерево и возле него построили укрытие от ветра и вырубились. После двух дней голодовки и нахождения под солнцем мы чуть-чуть истощились, как и наш моральный дух.

Урок №20. Сигналы о помощи.

Чтобы как-то повысить боевой настрой, инструктор сказал, что можно подать сигнал бедствия и, может быть, нас спасут :) И научил давать сигнал SOS на большие расстояния при помощи маленького зеркальца с дыркой посередине. Выглядит это так:

Спасение не подоспело. И к вечеру инструктор отправил нас за спальниками, от которых мы так самонадеянно отказались в начале курса.

3 день.

На третий день нашего пребывания на острове у меня был день рождения. Один такой день рождения я уже отметил на вершине Монблана. На этот раз меня порадовали тортом из подножного корма — из мусора. С днем рождения меня!

Инструктор напомнил нам, как ориентироваться по природным указателям — крона у деревьев пышнее с южной стороны, намагниченный металл направляет лист в сторону севера и так далее. После этого он ткнул пальцем в карту и сказал, чтобы мы туда добрались и сфоткались.

Какие-то 6 километров, подумали мы, и протопали все 10. Через 2 часа мы нашли нашу точку, сфоткались и отправились к маршрутке, чтобы вернуться в цивилизацию.

А по дороге к маршрутке нас ждал настоящий подарок — кола! Холодная запотевшая баночка колы для каждого из сурвайверов. :)