Marathon des Sables. Глава 2, расслабленная

Откуда в пустыне круги на песке, как рассмешить бедуинов, сколько пикачу можно найти в пустыне, что такое «рюкзачные обрезки» и будет ли теплым ковер, если его пожует верблюд?

Надеюсь, вы уже прочитали первую главу про Marathon Des Sables, подготовку к нему, сборы, тренировки и сомнения?  Тогда двигаемся дальше!

Марроканская неделя

Итак, день вылета настал.
Кишинев, утро, будильник, штаны, чай, банан, сумка на плечо, обнимашки, падремобиль, аэропорт, самолет. Рим, Касабланка, Марракеш.

Отстояв час в очереди, я все-таки вышел в город и вдохнул полной грудью жаркий, ночной воздух Марокко. А уже через полчаса я мирно похрапывал в отеле.

Первое утро в Марракеше было жарким. Я выполз на завтрак, где и встретил своих будущих сокамерников — Пафнутия и Юрасика. Они “томились” тут уже второй день, делая массажи, загорая и попивая джуйс с местным вином. Они и научили меня местным обычаям — вот мы уже курим кальян, валяясь на солнышке, и купаемся в бассейне.

Пашка радостно сообщил, что его багаж (рюкзак со всем содержимым) не долетел до Марракеша и потерялся где-то в районе Средиземного моря. Парень он у нас с юмором:

Ай йа ай… А ведь опытные товарищи говорили — важные вещи нужно держать ближе к телу. Ну, слава богу, он тут не один, и что-то уже ехало к нему из Москвы, что-то я откопал у себя, что-то (тапочки) можно было “одолжить” в отеле.

Для начала мы решили прогуляться по городу. Ну что ж, Марракеш — типичный представитель арабского мира. Рынки, суета, грязь, женщины в черном, мужчины в белом. Круто, короче…

пообнимавшись со змеями и загнипотизировав факира…

покатавшись на тележке с ослом и заглянув в заброшенные улочки города…

мы поставили галочку на достопримечательностях и вернулись домой. Все круто, только случайно забытый на солнышке айфон выдал, что Марокко ему не айс…

На следующий день, чтобы проверить, как работает амуниция для МДС, понять, как переносится температура и, собственно, как быстро можно в этих условиях бежать, мы устроили пробежку.

Пробежались до аэропорта, чтобы встретить еще двух “мучеников” — Ию из России и Влада с Украины. Паша встретил не только их — ему торжественно вручили его потрепанную сумку, которая, судя по внешнему виду, побывала в Чили и Сиднее.

На радостях мы сделали себе педикюр в отеле, чтобы ноги не думали, что мы их не любим (знали бы они тогда, что их ждет :)).

На следующий день я сделал ревизию рюкзака и тщательно рассортировал корм по пакетам, проверил каждую калорию из 14 000 на семь дней, решив, что двух приемов пищи в день, перекуса орехами и двух стаканов чая (из одного пакетика) будет достаточно. Как потом оказалось, я был прав.

Слева-направо: углеводный коктейль для быстрого восстановления после бега, завтрак-обед, обед-ужин, перекус — орехи+сухофрукты, гели во время бега, чай и сахар. X-day — это запасной корм на непредвиденные обстоятельства.

Собрал два дня в один пакет и плотно упаковал. Взвесив рюкзак, приятно удивился цифре — 6,35 кг. Все по минимуму, на грани адекватности. Отлично.

Осталось побрить коленки, чтобы тейпы хорошо прилипали, и все. Ложимся спать. А на утро мы берем такси и едем в Уарзазат — оттуда нас должны отвезти в пустыню.

Пейзажи за окном никак не напоминают пустыню…

По дороге, скучая, решил научить Пафнутия игре “бери и помни”. При любой передаче чего-либо из рук игрока (допустим, тебе протягивают ключи), следует произнести “беру и помню”, пока тот не успел произнести свое “бери и помни”.

Ооо, как горько я пожалел потом о своем опрометчивом поступке. Я играю в нее уже 30 лет и, честно говоря, до того момента считал себя профи. Но после того, как я пару раз поймал Пашку, и он понял суть игры, для меня это превратилось в нескончаемый, многодневный кошмар. Он умудрялся ловить меня днем, ночью, во время завтраков, обедов и перекусов, собирания дров, очистки мозолей и даже в туалете. Он дрюкал меня, когда я был сонный, грязный, голодный, уставший, замерзший и обгоревший. Он не отступал, когда я приплетался на финиш, еле передвигая ноги, когда возвращал мне спутниковый телефон, даже когда давал мне свой последний глоток воды. При этом радовался как ребенок, когда я забывал ему ответить. Он сделал все, чтобы я возненавидел эту игру. После этого я еще долго, в Кишиневе, беря что-то в руки на автомате сообщал дающему ”беру и помню”. На меня смотрели странно. Короче, публично сообщаю:

— Пафнутий, ты победил! Сдаюсь!

Ouarzazate

Это маленький городок на окраине пустыни. Городок знаменит тем, что здесь размещена одна из крупнейших (20 гектаров) киностудий в мире — Atlas Studios. В этой студии снимались многие известные фильмы: «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра», «Игра престолов», «Гладиатор», «Александр» и другие. А Ридли Скотт и Брэд Питт здесь чуть ли не завсегдатаи.

В этом прекрасном месте мы в последний раз искупались в бассейне, поели от пуза, попили вина — психологически подготовились к тяжелой неделе вне цивилизации. Рекомендую всем, кто собирается на МДС, перед гонкой за неделю хорошо оторваться в Марокко от будней, проблем и суеты.

А вот этот случай, который произошел в Уарзазате, лаконично описал в своем отчете Влад Тисленко

Диму называют Беар Гриллсом не зря — он у меня на глазах съел громадного жука с комментарием: «надеюсь в пустыне их будет много, не придется голодать

Признаю, было. И да, могу съесть жука с хрустом. Под настроение.
Знал бы я, какими будут последствия этого перекуса, я бы обошел за километр это насекомое…

В пустыню!

На утро, мы взвалив на себя рюкзаки, отправились к автобусам, которые отвезут нас в пустыню. Ну наконец-то…
В автобусе нам раздали роудбуки — книженции, где подробно описан каждый этап гонки, карты, координаты, набор высоты, расписание, штрафы и все остальное.

К всеобщему разочарованию в этом году расстояние гонки уменьшили до 237 км. А длинный — “всего” 86.5 км. В прошлые годы бывало и 250 км с длинным в 91 км.

Кроме этого нам выдали анкету для регистрации и браунбэги. Что это такое — расскажу позже.

Автобус ехал неторопливо, порядка 6 часов. Приходилось иногда останавливаться, дабы будущие корабли пустыни могли поесть и отлить.

Смущаясь, люди отходили от дороги метров на сто, стыдливо прячась в редких кустиках. О, знали бы мы тогда, что это расстояние сократится до одного метра, когда мы будем возвращаться.

И вот мы приехали. Пустыня. Первое место дислокации МДС — место, откуда мы стартанем завтра. Нас встречают танцующие странный танец берберы.

Присоединяемся и безмерно веселим местных тем, что также странно трясем мощами.

Между нами тает лёд, пусть теперь нас никто не найдёт..

Здесь нас зарегистрируют и выдадут койко-место. У палатки регистрации небольшая очередь — проверяют паспорта и назначают номер палатки. Русских, молдован, украинцев и эстонцев помещают в бивуаки с номерами 25, 26 и 27. И вот мы заходим в лагерь… Вот это масштабы!

Бивуак — такая черная берберская палатка, стоящая на распорках. Внутри пожеванный верблюдами ковер.

Мы приехали первыми, а, как говорится, кто первым встал — того и тапки, поэтому занимаем самые козырные места — у “стенки” — короче, там, где серенький волчок. И, естественно, я сразу пометил наш бивуак молдавским флагом. Как никак, Молдова впервые на MDS, или лучше так — MD‘s на MDS!

На человека выделяется примерно 2 кв. метра, и, скажу вам честно, всю следующую неделю мне было очень уютно жить на этой крохотной площади под одной крышей с незнакомыми людьми, деля с ними еду, воду, спутниковый телефон, зарядки, одежду, пака-ка-кеты, пластыри, ночные пуки, анекдоты и письма.

Эти символические 2 кв. м показывают, как скоротечна жизнь, как неважен размер твоей виллы, насколько не имеет значения, сколько гектаров занимает твой завод — ведь рано или поздно ты вернешься к ним, к двум кв. метрам — и больше тебе будет не нужно.

Вообще, лагерь построен следующим образом: огромный «трехслойный» круг из бивуаков для участников, особняком стоят палатки организаторов, медперсонала, палатки выдачи воды и инфо-стол с результатами. Там же находится и столовая для нормальных людей. Ну и финишная арка (как без нее).

Часа через два, как мы заехали, началась небольшая песчаная буря. И вот мы видим, как в замедленной съемке из этого песка и пыли величественно появляются наши новые друзья: прилетел самолет из Парижа и привез еще 9 человек из нашей команды. Теперь нас — четырнадцать игроков команды — MDS Russian Speak Team 2017!

Из России 9 человек: Антон Долгов, Кириллов Паша, Леха Фиров, Антон Халдин, Любомир Макашин, Леха Рубежный, Юра Макаров, Ия Першина и Артем Калабин.
Из других стран: Коля Рошкович из Венгрии, Влад Тисленко из Украины, Йоел Юхт из Эстонии и Наташа Андреева из Литвы.
Итого 13 друзей Волоушена.

Каждый второй — Ironman или ультрамарафонец. И каждый первый — сумасшедший, решивший испытать себя в пустыне.

По финалу в нашем бивуаке теперь жили Паша, Юрчик, Джоэл, Влад и я. Пятеро вместо восьми — места под солнцем хватит всем!

Ребята побрили Артемку — чтобы лысиной пускать зайчиков вертолетам.

А вечером нас накормили сытным ужином, мы погрелись у костра, полюбовались закатом и отравились спать.

Регистрация

Ночь расставила все на свои места — было холодно и ветрено. Мои часы показали 7 градусов. Как все-таки прекрасно, что я не пожалел 60 грамм и взял спальник чуть тяжелее и теплее, чем рекомендовали. Но даже в нем было свежо. А уж вылазить утром из спальника в маечке и шортиках — вообще свежее не придумаешь. Стоит в следующий раз взять с собой невесомую непродуваемую куртку. Вместо неё я накинул на плечи спальник и бродил так по лагерю до восхода.

Но мой легкий дискомфорт — это еще цветочки. Многие ночью из-за холода не сомкнули глаз, кто-то вставал и растирал себя, кто-то надел всю свою одежду, кто-то пытался завернуться в пожеванный верблюдами ковер.

Одним словом, холод и ветер в ту ночь подтвердили мои догадки, что комплект из спальника на тысячном пуху, мериносовой майки, легкой куртки и невесомого коврика-пенки — это все, что нужно, чтобы не мерзнуть ночью в пустыне.

Чтобы согреться, мы снялись к клипе Пафнутия Тарантино:

Каждое утро на МДС начинается с выдачи воды. В центр круга из бивуаков приезжает грузовик и выстраивается очередь за 1.5 литрами воды. Как правило, поллитра уходило на завтрак и чай, на старт оставалось все остальное — около литра.

После завтрака все сели за самое важное — финальную комплектацию рюкзака. Последняя возможность найти свой компромис между комфортом и весом. Ведь именно сегодня нужно будет сдать все лишние вещи и остаться один на один со своим решением.

Все 1200 бегунов раскладывали перед бивуаками свое барахло, корм, пауэрбанки, фонарики, кастрюльки и чесали репу — что брать, что оставить. Я захватил с собой электронные весы, и все наши активно взвешивали рюкзаки, то добавляя, то вытаскивая ненужные вещи.

У меня было с собой две пятые гопрошки — маленькая GoPro Hero 5 Session и большая GoPro Hero 5 Black. Хотел взять мелкую, но оказалось, что при одинаковых настройках видео (2704×1520, 30fps) большая снимает резче. Странно, но придется тащить лишние 46 грамм.

Я решил сделать финальное обрезание рюкзака — избавился еще от 100 грамм висюлек, ненужных карманов и резинок.

Так, теперь тейпим колени, чтобы ничего не сломалось — ведь подвеска — главное, что есть в нашем арсенале, и ее надо беречь.

Упаковал все барахло в рюкзак, и мы пошли на регистрацию.

Оказалось, что эта процедура совсем не быстрая — очереди по полчаса к каждому из этапов, а всего их было четыре:

Сдача ненужных вещей

Взвешивание рюкзака — 7.12 кг.

Выдача gps-spot, соляных таблеток и пластикового чеклиста — такой пластиковой штуки, которую дырявят, когда прибегаешь на чекпоинты и берешь воду.

Проверка наличия мед.справки и нормальности кардиограммы.

Выдача биб-номера и радостная фотка на память. Наверное, чтобы после финиша сравнить и поржать.

Что странно — рюкзак не открывают и не проверяют наличие обязательных причиндалов. В чем подвох? Об этом мы узнали потом. Вот и все, я готов.

Стоп, а это что? Так это же брат-близнец флага Молдовы. Развевается на жарком ветру пустыни. Приятно, блин.

Чтоб запомнить, как мы выглядели до гонки, решили запечатлеть.

Последние приготовления к старту — Ия благородно согласилась заплести мне косичку (в которой, на самом деле, вся сила). Пробежка показала, что аэродинамика косы не нарушена, и сопротивление набегающему потоку воздуха минимально. Спасибо!

Ия вообще очень странный персонаж на МДС. Бегать она умеет неплохо, но эта девочка никогда не участвовала ни в каких официальных забегах. Т.е медаль МДС будет первой в ее коллекции. Нормально вообще?

Пацаны откуда-то вытащили пару бутылочек вина, которые с улюлюканьем и пафосными тостами были немедленно выпиты. Тасказть, последний глоток цивилизации, ик.

Теперь пришел черед фотосессии для ног — ставшая классикой круговая фотка ступней до гонки и такая же после финиша.

Вино сделало свое дело — появилось желание оказаться в эпицентре каких-то приключений, и мы пошли смотреть, как устанавливают стартовую арку. Увидев, как криво они это делают — пришлось показать, как нужно. Спустя четыре дня организаторы пожалели, что дали возможность молдованину отрегулировать стартовые ворота

Вечерело. И в центре круга из бивуаков стали собираться бегуны — намечалось какое-то действо. Оказалось, брифинг. Тысяча бегунов со всего мира скучала в ожидании начала, пока не пришли мы — русскоязычная команда МДС 2017.

Сначала ничего не предвещало беды. Но потом нам стало тоскливо и Пафнутий вышел в центр, что бы отснять материал для клипа “между нами тает лёд” МДС эдишн, которым он всем вынес мозг. Что бы не обидеть этого милого человека, мы начали приседать в такт.

Мне показалось, что 13 приседающих — слишком мало, и вытащил из толпы двух пикачу, которые с радостью присоединились к приседалкам (как оказалось, у них сегодня был свадебный юбилей).

Народ стал подтягиваться — и вот уже несколько десятков приседает вместе с нами.

В какой-то момент Джоэл, наш эстонский друг и, как оказалось, профессиональный танцор, не выдержал (не без помощи Пашки), выскочил в центр и начал отжигать по полной брейкданс.

Это было так ВАУ, что мы даже приседать перестали. И тут порвало всех — через пару минут танцевало уже сотня человек. Народ отрывался, как в последний раз!

Кто во что горазд — с улюлюканьем, криками, судорожными подергиваниями, обнимашками и хорой.

Молча и в стороне стояли только организаторы. На лицах читалось недоумение и печаль за протерянный брифинг.

Кстати, из брифинга я запомнил только как правильно использовать кака-пакеты.

Мы успокоились только спустя 3 песни, и Патрик (один из организаторов), наконец-то смог, забравшись на джип, поприветствовать нас. Эгегей, Патрик, айда танцевать!

Вот таким был этот последний день перед стартом — веселым, беззаботным, радостным и наполненным приятными ожиданиями от гонки. Как часто потом мы его вспоминали.

Перед сном мы долго болтали, и последнее, о чем я подумал:

Хорошо что, потанцевали сегодня, ведь после семи дней бега, вряд ли можно будет так отжигать…

А завтра нас ждет Marathon Des Sables. Во всей красе и мощи.

Продолжение следует…

Balti Halfmarathon: полумарафон “на болотах”

MDS. Глава 3, стартовая

Почему бег в Сахаре не сахар, как штрафуют за мусор в пустыне, когда в пустыне нужны санки, что такое пустынный дожор и зачем нужны смайлики на скалах?